3 января 106 г. до н.э. родился древнеримский философ и политик, блестящий оратор Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero), само имя которого стало словом нарицательным и обозначает человека, умеющего хорошо говорить и переубеждать собеседников силой слова и умело выстроенной аргументацией в устной речи.
Цицерон принадлежал по рождению к сословию всадников, и перед ним была открыта дорога к военной или юридической карьере в Риме, но не к высшим государственным должностям. С юных лет он решил стать судебным оратором, изучая риторику, философию, право, литературу, латынь и греческий язык. И его первые же судебные речи по имущественным делам принесли известность молодому оратору.
Но подлинная слава пришла к Цицерону, когда он начал выступать с политическими речами. Великий оратор оказался современником и свидетелем смены Римской Республики Римской Империей. Ему довелось критиковать на собраниях, в судах и в сенате таких великих римских диктаторов и первых императоров, какими были Сулла, Катилина, Юлий Цезарь, Марк Антоний и Октавиан Август. По меткому замечанию историка нового времени, столько великих врагов не имела ни одна страна, не говоря уже ни про одного человека в истории.
Поскольку ликвидация республиканских прав и свобод сопровождалась риторикой, убеждавшей римлян в пользе диктатуры, а затем Империи, а равно и в незначительности перемен и в их временном характере, то разоблачительные речи Цицерона, с одной стороны, пользовались огромной популярностью в Риме, но, с другой стороны, представляли реальную угрозу для великих исторических деятелей, которые рвались к власти, сменяя друг друга. В результате периоды триумфа Цицерона в Риме сменялись его вынужденным бегством из города, которое он, будучи человеком мудрым, трижды совершал добровольно, но под угрозой личной свободе и жизни.
В 63 г. до н.э. Цицерон, ранее боровшийся с диктатором Суллой, выигрывавший у его сторонников в суде и бежавший от гнева Суллы в Афины, был на пике своей популярности избран консулом, став первым за 30 лет «новым человеком» (то есть выслужившимся представителем не знатного рода), достигшим высшей должности Римской Республики. Его соперник Катилина выступал с программой преобразований, фактически открывавших путь к Империи, и проиграл. Повторно выдвигая свою кандидатуру на выборы в 62 г. до н.э., Катилина, не рассчитывая на победу, готовил заговор с целью захвата власти. Цицерон произнес четыре речи, раскрывающие заговор Катилины, так называемые Катилинарии (Orationes In Catilinam, Речи против Катилины), которые на протяжении более двух тысячелетий считаются непревзойденным образцом ораторского искусства и символизируют высшую точку в историческом развитии Античной демократии (когда устными выступлениями и властью сформированного ими общественного мнения удалось защитить демократическое правление и принудить заговорщика к бегству из Рима). Эти речи также служат каноническим текстом для изучения устной латыни, поэтому начальные слова первой речи, с которых начинал зубрежку латыни почти каждый школяр, признаются самой известной латинской цитатой. Это слова «O tempora! O mores!” – “О, времена! О, нравы!», которые и сегодня используются для усиления критики текущего состояния дел в том или ином обществе или стране, или для критики целого поколения.
В 60 г. до н.э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединились в Первый триумвират для захвата власти. Понимая влияние Цицерона, они несколько раз пытались сделать его своим союзником, и готовы были сделать это практически на любых условиях, хотя были готовы и решительно расправиться со столь опасным оппонентом. Но Цицерон предпочел устраниться от политики и отправиться в изгнание, сохранив верность Республике.
В 44 г. до н.э. после убийства Цезаря у Цицерона появилась надежда на восстановление Республики. Он возвратился в Рим и обрушился с обличительными речами на рвавшегося к единоличной Марка Антония (так называемые «Филиппики против Марка Антония», названные так в подражание обличительным речам Демосфена против македонского царя Филиппа II). И снова Цицерон изменил своими речами ситуацию, склонив общественное мнение и позицию сената к отторжению Марка Антония. Но времена уже изменились. Племянник и наследник Цезаря Октавиан Август вступил в сговор с бежавшим из Рима Марком Антонием, образовал с ним и с Марком Эмилием Лепидом Второй Триумвират и двинул войска на Рим, не постеснявшись разговаривать с сенатом с позиции силы. Большинство сенаторов оказались отнюдь не героями и признали власть Триумвирата, подписав смертный приговор Республике, а заодно и Цицерону, который был внесен в проскрипционные списки врагов народа, пытался бежать в Грецию, но был настигнут и убит посланными для этого центурионами.
В истории культуры Цицерон остается классиком ораторского искусства, а его речам и трактатам подражали Блаженный Августин, философы и поэты Возрождения и Просвещения.
Цицерона воспринимают также, как интеллектуала, последовательно придерживающегося демократических принципов, готового отдать за эти принципы свою жизнь, но не готового развязывать гражданскую войну. Одно из самых известных высказываний Цицерона посвящено именно противопоставлению законных методов решения общественных конфликтов и применения военной силы: Silent enem leges inter arma – Когда гремит оружие, законы молчат.
Образ Цицерона олицетворяет парламентские принципы политической борьбы и состязательность суда, поэтому бюсты этого оратора можно встретить в парламентах и высших судебных органах многих стран мира.
Наконец, великая и трагическая фигура Цицерона не раз заставляла художников и поэтов задуматься над связью величия личности и трагизма переломного времени, с которым связана деятельность яркого исторического деятеля. Именно Цицерону посвящено стихотворение Федора Тютчева, в котором есть часто цитируемые строки: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»
Федор Тютчев
Цицерон
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был,
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!