465 лет тому назад в 1548 году великий итальянский художник Тициан (Tiziano Vecellio, 1488/1490 — 1576) написал знаменитый конный портрет Императора Священной Римской Империи Карла V Габсбурга (1500-1558).
Сестра императора Мария Австрийская заказала художнику портрет брата, выезжающего ранним утром в полном боевом облачении на сражение при Мюльберге.
Тициан, Конный портрет Карла V, 1548 г. Музей Прадо, Мадрид
Для КарлаV это сражение имело духовный характер. Борясь с протестантской Шмалькальденской лигой, он, как коронованный император Священной Римской Империи, пытался сохранить религиозное единство Европы.
После заключения Аугсбургского религиозного мира в 1555 году, Карл V, не смирившийся с распадом единой Европы, начал отходить от дел. В 1558 году, отказавшись от власти, император удалился в монастырь в Юсте (Испания).
Этот портрет Карла V поразил современников своим несоответствием привычному формату парадных портретов. Он, при кажущейся лаконичности, наполнен многослойной символикой. Символический ряд картины Тициана прямо отсылает к образу рыцаря в гравюре Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол».
Тициан изобразил императора в образе рыцаря. Поскольку главным содержанием жизни рыцаря является внутренняя духовная борьба, то Карл V одинок, сосредоточен на внутренних помыслах и устремлен к цели, для которой предназначен. Лицо его бледно и решительно, забрало смело поднято перед лицом опасности.
Боевые доспехи на портрете не бутафория и не лесть, Карл V лично принял участие в этом сражении и в критический момент битвы бросился вброд через Эльбу, увлекая за собой растерявшихся командиров.
Поскольку на этой картине император предстает в качестве защитника веры, то копье в его правой руке отсылает к образу Георгия Победоносца. Но за этим копьем скрывается еще один символ.
Карл V — последний монарх, официально провозглашенный Римским императором. При этом все помнили, что когда в 1014 Генрих II короновался как Император Священной Римской Империи, то в правой руке он держал копье Лонгина или «Копье судьбы». Тициан напоминает об этом символе, показывая, что именно Карл V в этот момент держит в своей руке судьбу Европы.
1. Альбрехт Дюрер «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513
2. Коронация Генриха II. Регенсбургский Сакраментарий. Мюнхен. Баварская государственная библиотека
3. «Копье Судьбы» (Венское копье), Хофбургский замок, Австрия